Чтение Библия каждый день

Последовательность чтения

чтение на 13 ноября 2019 г.

Книга Премудрости Соломона

Глава 14

  • 1 Еще: иной, собираясь плыть и переплывать свирепые волны, призывает на помощь дерево, слабейшее носящего его корабля;
  • 2 ибо стремление к приобретениям выдумало оный, а художник искусно устроил,
  • 3 но промысл Твой, Отец, управляет кораблем, ибо Ты дал и путь в море и безопасную стезю в волнах,
  • 4 показывая, что Ты можешь от всего спасать, хотя бы кто отправлялся в море и без искусства.
  • 5 Ты хочешь, чтобы не тщетны были дела Твоей премудрости; поэтому люди вверяют свою жизнь малейшему дереву и спасаются, проходя по волнам на ладье.
  • 6 Ибо и вначале, когда погубляемы были гордые исполины, надежда мира, управленная Твоею рукою, прибегнув к кораблю, оставила миру семя рода.
  • 7 Благословенно дерево, чрез которое бывает правда!
  • 8 А это рукотворенное проклято и само, и сделавший его - за то, что сделал; а это тленное названо богом.
  • 9 Ибо равно ненавистны Богу и нечестивец и нечестие его;
  • 10 и сделанное вместе со сделавшим будет наказано.
  • 11 Посему и на идолов языческих будет суд, так как они среди создания Божия сделались мерзостью, соблазном душ человеческих и сетью ногам неразумных.
  • 12 Ибо вымысл идолов - начало блуда, и изобретение их - растление жизни.
  • 13 Не было их вначале, и не вовеки они будут.
  • 14 Они вошли в мир по человеческому тщеславию, и потому близкий сужден им конец.
  • 15 Отец, терзающийся горькою скорбью о рано умершем сыне, сделав изображение его, как уже мертвого человека, затем стал почитать его, как бога, и передал подвластным тайны и жертвоприношения.
  • 16 Потом утвердившийся временем этот нечестивый обычай соблюдаем был, как закон, и по повелениям властителей изваяние почитаемо было, как божество.
  • 17 Кого в лицо люди не могли почитать по отдаленности жительства, того отдаленное лицо они изображали: делали видимый образ почитаемого царя, дабы этим усердием польстить отсутствующему, как бы присутствующему.
  • 18 К усилению же почитания и от незнающих поощряло тщание художника,
  • 19 ибо он, желая, может быть, угодить властителю, постарался искусством сделать подобие покрасивее;
  • 20 а народ, увлеченный красотою отделки, незадолго пред тем почитаемого, как человека, признал теперь божеством.
  • 21 И это было соблазном для людей, потому что они, покоряясь или несчастью, или тиранству, несообщимое Имя прилагали к камням и деревам.
  • 22 Потом не довольно было для них заблуждаться в познании о Боге, но они, живя в великой борьбе невежества, такое великое зло называют миром.
  • 23 Совершая или детоубийственные жертвы, или скрытные тайны, или заимствованные от чужих обычаев неистовые пиршества,
  • 24 они не берегут ни жизни, ни чистых браков, но один другого или коварством убивает, или прелюбодейством обижает.
  • 25 Всеми же без различия обладают кровь и убийство, хищение и коварство, растление, вероломство, мятеж, клятвопреступление, расхищение имуществ,
  • 26 забвение благодарности, осквернение душ, превращение полов, бесчиние браков, прелюбодеяние и распутство.
  • 27 Служение идолам, недостойным именования, есть начало и причина, и конец всякого зла,
  • 28 ибо они или, веселясь, неистовствуют, или прорицают ложь, или живут беззаконно, или скоро нарушают клятву.
  • 29 Надеясь на бездушных идолов, они не думают быть наказанными за то, что несправедливо клянутся.
  • 30 Но за то и другое придет на них осуждение, и за то, что нечестиво мыслили о Боге, обращаясь к идолам, и за то, что ложно клялись, коварно презирая святое.
  • 31 Ибо не сила тех, которыми они клянутся, но суд над согрешающими следует всегда за преступлением неправедных.

Книга Премудрости Соломона

Глава 15

  • 1 Но Ты, Бог наш, благ и истинен, долготерпив и управляешь всем милостиво.
  • 2 Если мы и согрешаем, мы - Твои, признающие власть Твою; но мы не будем грешить, зная, что мы признаны Твоими.
  • 3 Знать Тебя есть полная праведность, и признавать власть Твою -корень бессмертия.
  • 4 Не обольщает нас лукавое человеческое изобретение, ни бесплодный труд художников - изображения, испещренные различными красками,
  • 5 взгляд на которые возбуждает в безумных похотение и вожделение к бездушному виду мертвого образа.
  • 6 И делающие, и похотствующие, и чествующие суть любители зла, достойные таких надежд.
  • 7 Горшечник мнет мягкую землю, заботливо лепит всякий сосуд на службу нашу; из одной и той же глины выделывает сосуды, потребные и для чистых дел и для нечистых - все одинаково; но какое каждого из них употребление, судья - тот же горшечник.
  • 8 И суетный труженик из той же глины лепит суетного бога, тогда как сам недавно родился из земли и вскоре пойдет туда же, откуда он взят, и взыщется с него долг души его.
  • 9 Но у него забота не о том, что он должен много трудиться, и не о том, что жизнь его кратка; но он соревнует художникам золотых и серебряных изделий, и подражает медникам, и вменяет себе в славу, что делает мерзости.
  • 10 Сердце его - пепел, и надежда его ничтожнее земли, и жизнь его презреннее грязи;
  • 11 ибо он не познал Сотворившего его и вдунувшего в него деятельную душу и вдохнувшего в него дух жизни.
  • 12 Они считают жизнь нашу забавою и житие прибыльною торговлею, ибо говорят, что должно же откуда-либо извлекать прибыль, хотя бы и из зла.
  • 13 Впрочем такой более всех знает, что он грешит, делая из земляного вещества бренные сосуды и изваяния.
  • 14 Самые же неразумные из всех и беднее умом самых младенцев - враги народа Твоего, угнетающие его,
  • 15 потому что они почитают богами всех идолов языческих, у которых нет употребления ни глаз для зрения, ни ноздрей для привлечения воздуха, ни ушей для слышания, ни перстов рук для осязания и которых ноги негодны для хождения.
  • 16 Хотя человек сделал их, и заимствовавший дух образовал их, но никакой человек не может образовать бога, как он сам.
  • 17 Будучи смертным, он делает нечестивыми руками мертвое, поэтому он превосходнее божеств своих, ибо он жил, а те - никогда.
  • 18 Притом они почитают животных самых отвратительных, которые по бессмыслию сравнительно хуже всех.
  • 19 Они даже некрасивы по виду, как другие животные, чтобы могли привлекать к себе, но лишены и одобрения Божия и благословения Его.

Книга Премудрости Соломона

Глава 16

  • 1 Посему они достойно были наказаны чрез подобных животных и терзаемы множеством чудовищ.
  • 2 Вместо такого наказания Ты благодетельствовал народу Твоему: в удовлетворение прихоти их Ты приготовил им в насыщение необычайную пищу - перепелов,
  • 3 дабы те, мучимые голодом, по отвратительному виду насланных гадов, отказывали и необходимому позыву на пищу, а эти, кратковременно потерпев недостаток, вкусили необычайной пищи.
  • 4 Ибо тех притеснителей должен был постигнуть неотвратимый недостаток, а этим только нужно было показать, как мучились враги их.
  • 5 И тогда, как постигла их ужасная ярость зверей и они были истребляемы угрызениями коварных змиев, гнев Твой не продолжился до конца.
  • 6 Но они были смущены на краткое время для вразумления, получив знамение спасения на воспоминание о заповеди закона Твоего,
  • 7 ибо обращавшийся исцелялся не тем, на что взирал, но Тобою, Спасителем всех.
  • 8 И этим Ты показал врагам нашим, что Ты - избавляющий от всякого зла:
  • 9 ибо их убивали уязвления саранчи и мух, и не нашлось врачевства для души их, потому что они достойны были мучения от сих.
  • 10 А сынов Твоих не одолели и зубы ядовитых змиев, ибо милость Твоя пришла на помощь и исцелила их.
  • 11 Хотя они и были уязвляемы в напоминание им слов Твоих, но скоро были и исцеляемы, дабы, впав в глубокое забвение оных, не лишились Твоего благодеяния.
  • 12 Не трава и не пластырь врачевали их, но Твое, Господи, всеисцеляющее слово.
  • 13 Ты имеешь власть жизни и смерти и низводишь до врат ада и возводишь.
  • 14 Человек по злобе своей убивает, но не может возвратить исшедшего духа и не может призвать взятой души.
  • 15 А Твоей руки невозможно избежать,
  • 16 ибо нечестивые, отрекшиеся познать Тебя, наказаны силою мышцы Твоей, быв преследуемы необыкновенными дождями, градами и неотвратимыми бурями и истребляемы огнем.
  • 17 Но самое чудное было то, что огонь сильнее оказывал действие в воде, все погашающей, ибо самый мир есть поборник за праведных.
  • 18 Иногда пламя укрощалось, чтобы не сжечь животных, посланных на нечестивых, и чтобы они, видя это, познали, что преследуются судом Божиим.
  • 19 А иногда и среди воды жгло сильнее огня, дабы истребить произведения земли неправедной.
  • 20 Вместо того народ Твой Ты питал пищею ангельскою и послал им, нетрудящимся, с неба готовый хлеб, имевший всякую приятность по вкусу каждого.
  • 21 Ибо свойство пищи Твоей показывало Твою любовь к детям и в удовлетворение желания вкушающего изменялось по вкусу каждого.
  • 22 А снег и лед выдерживали огонь и не таяли, дабы они знали, что огонь, горящий в граде и блистающий в дождях, истреблял плоды врагов.
  • 23 Но тот же огонь, дабы напитались праведные, терял свою силу.
  • 24 Ибо тварь, служа Тебе, Творцу, устремляется к наказанию нечестивых и утихает для благодеяния верующим в Тебя.
  • 25 Посему и тогда она, изменяясь во всё, повиновалась Твоей благодати, питающей всех, по желанию нуждающихся,
  • 26 дабы сыны Твои, которых Ты, Господи, возлюбил, познали, что не роды плодов питают человека, но слово Твое сохраняет верующих в Тебя.
  • 27 Ибо неповреждаемое огнем, будучи согреваемо слабым солнечным лучом, тотчас растаявало,
  • 28 дабы известно было, что должно предупреждать солнце благодарением Тебе и обращаться к Тебе на восток света.
  • 29 Ибо надежда неблагодарного растает, как зимний иней, и выльется, как негодная вода.

Книга Премудрости Соломона

Глава 17

  • 1 Велики и непостижимы суды Твои, посему ненаученные души впали в заблуждение.
  • 2 Ибо беззаконные, которые задумали угнетать святой народ, узники тьмы и пленники долгой ночи, затворившись в домах, скрывались от вечного Промысла.
  • 3 Думая укрыться в тайных грехах, они, под темным покровом забвения, рассеялись, сильно устрашаемые и смущаемые призраками,
  • 4 ибо и самое потаенное место, заключавшее их, не спасало их от страха, но страшные звуки вокруг них приводили их в смущение, и являлись свирепые чудовища со страшными лицами.
  • 5 И никакая сила огня не могла озарить, ни яркий блеск звезд не в состоянии был осветить этой мрачной ночи.
  • 6 Являлись им только сами собою горящие костры, полные ужаса, и они, страшась невидимого - призрака, представляли себе видимое еще худшим.
  • 7 Пали обольщения волшебного искусства, и хвастовство мудростью подверглось посмеянию,
  • 8 ибо обещавшиеся отогнать от страдавшей души ужасы и страхи, сами страдали позорною боязливостью.
  • 9 И хотя никакие устрашения не тревожили их, но, преследуемые брожениями ядовитых зверей и свистами пресмыкающихся, они исчезали от страха, боясь взглянуть даже на воздух, от которого никуда нельзя убежать,
  • 10 ибо осуждаемое собственным свидетельством нечестие боязливо и, преследуемое совестью, всегда придумывает ужасы.
  • 11 Страх есть не что иное, как лишение помощи от рассудка.
  • 12 Чем меньше надежды внутри, тем больше представляется неизвестность причины, производящей мучение.
  • 13 И они в эту истинно невыносимую и из глубин нестерпимого ада исшедшую ночь, располагаясь заснуть обыкновенным сном,
  • 14 то были тревожимы страшными призраками, то расслабляемы душевным унынием, ибо находил на них внезапный и неожиданный страх.
  • 15 Итак, где кто тогда был застигнут, делался пленником и заключаем был в эту темницу без оков.
  • 16 Был ли то земледелец или пастух, или занимающийся работами в пустыне, всякий, быв застигнут, подвергался этой неизбежной судьбе,
  • 17 ибо все были связаны одними неразрешимыми узами тьмы. Свищущий ли ветер, или среди густых ветвей сладкозвучный голос птиц, или сила быстро текущей воды, или сильный треск низвергающихся камней,
  • 18 или незримое бегание скачущих животных, или голос ревущих свирепейших зверей, или отдающееся из горных углублений эхо, все это, ужасая их, повергало в расслабление.
  • 19 Ибо весь мир был освещаем ясным светом и занимался беспрепятственно делами;
  • 20 а над ними одними была распростерта тяжелая ночь, образ тьмы, имевшей некогда объять их; но сами для себя они были тягостнее тьмы.

Благодарение за всякое благодеяние Божие

Тропарь, глас 4-й

Благода́рни су́ще недосто́йнии раби́ Твои́, Го́споди, о Твои́х вели́ких благодея́ниих на нас бы́вших, сла́вяще Тя хва́лим, благослови́м, благодари́м, пое́м и велича́ем Твое́ благоутро́бие, и ра́бски любо́вию вопие́м Ти: Благоде́телю Спа́се наш, сла́ва Тебе́.

Кондак, глас 3-й

Твои́х благодея́ний и даро́в ту́не, я́ко раби́ непотре́бнии, сподо́бльшеся, Влады́ко, к Тебе́ усе́рдно притека́юще, благодаре́ние по си́ле прино́сим, и Тебе́ я́ко Благоде́теля и Творца́ сла́вяще, вопие́м: сла́ва Тебе́, Бо́же Всеще́дрый.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Богородичен: Богоро́дице, христиа́ном Помо́щнице, Твое́ предста́тельство стяжа́вше раби́ Твои́, благода́рно Тебе́ вопие́м: ра́дуйся, Пречи́стая Богоро́дице Де́во, и от всех нас бед Твои́ми моли́твами всегда́ изба́ви, Еди́на вско́ре предста́тельствующая.

чтение на вчера
(12 ноября 2019 г.)
чтение на завтра
(14 ноября 2019 г.)